Didi Chuxing Technology

Компания

Didi Chuxing Technology

Собственники:
Xpeng Motors
Цифровой паспорт (1) СМ. ТАКЖЕ (18)
* Список известных внедрений ит-систем в компании

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаVolvo CarsVolvo XC90 T8 Twin Engine---

Активы

Конечные собственники

+ Didi Chuxing Technology

DiDi - китайский конгломерат, предоставляющий услуги агрегатора такси, каршеринга и райдшеринга. Сервисами DiDi на начало 2022 г пользуются более 450 миллионов пользователей в более чем 400 городах Китая и других странах.

История

2023: Продажа электромобильного подразделения компании Xpeng Motors

В конце августа 2023 года крупнейший в Китае сервис заказа такси Didi объявил о заключении соглашения по продаже электромобильного бизнеса компании Xpeng. Сумма сделки составляет приблизительно $744 млн.

В рамках договора Xpeng планирует запустить новый бренд электромобилей в партнерстве с Didi в 2024 году. Проект, получивший название Mona, ориентирован на массовый рынок. Ожидается, что новые автомобили с электрической силовой установкой будут предлагаться по цене около 150 000 юаней (немногим более $20 000 по курсу на 28 августа 2023 года).

Xpeng Motors купила сервис Didi

Xpeng, которая вложила значительные средства в разработку систем автономного вождения, заявила, что рассмотрит возможность сотрудничества с Didi в таких областях, как управление автопарком, маркетинг, страхование, роботакси, развитие зарядной инфраструктуры и пр. В свою очередь, Didi по условиям соглашения получит 3,25% акций Xpeng.

Для Didi эта сделка знаменует собой уход из автомобилестроительного бизнеса, который когда-то считался потенциальным драйвером роста компании. Вместе с тем Xpeng, купив электромобильные активы Didi, сможет устранить потенциального конкурента на переполненном китайском рынке.

«
Отрасль электромобилей КНР имеет большой потенциал, но у компаний, которые поздно вышли на рынок, мало шансов добиться успеха из-за жесткой конкуренции. Сделка позволяет Xpeng воспользоваться бизнес-платформами Didi для продвижения своих автомобилей, — сказал Цао Хуа (Cao Hua), партнер шанхайской частной инвестиционной компании Unity Asset Management.
»

После проведения сделки Xpeng продолжит развивать экосистему мобильности, а также технологии в области автономного вождения. Кроме того, рассматривается возможность вывода новых бюджетных электромобилей на международный рынок.[1]

2022

Штраф в $1,2 млрд за незаконный сбор данных пользователей

В конце июля 2022 года крупнейший китайский сервис онлайн-заказа такси Didi получил штраф на $1,2 млрд от Управления киберпространством Китая за незаконный сбор пользовательских данных. Китайские власти решили наложить штраф после того, как в ходе расследования, длившегося целый год, были выявлены серьезные нарушения законов страны о безопасности данных.

Нарушения оказались такими серьезными, что должны быть наказы серьезным штрафом в $1,2 млрд, заявили в управлении киберпространства Китая. Оштрафованы и руководители компании, а именно, исполнительный директор Чен Вэй и президент Жанна Лю. Руководители должны будут заплатить около $150 тыс.

Власти Китая оштрафовал Didi на $1,2 млрд

Использование личных данных пользователей в коммерческих целях – повседневная часть работы IT-компаний, и их вряд ли можно в этом упрекнуть, ведь пользователи добровольно дают на это согласие в пользовательском соглашении. Однако случается, что собранные данные оказываются у третьих лиц, или же в обработку попадают те сведения, которые пользователь раскрывать не соглашался. Защита пользователей от нелегального и противозаконного использования их данных в подобных ситуациях - обязанность Управления киберпространством Китая. 3 ноября 2021 года Китай ограничил сбор персональных данных в соцсетях и мессенджерах, а операторы 38 мобильных приложений получили предписание прекратить незаконный сбор личных данных пользователей.

В заявлении, опубликованном в официальном аккаунте на китайском Sina Weibo, компания Didi заявила, что будет следовать решению китайских властей. Компания проведет собственное расследование для выполнения соответствующих нормативных требований полученных от китайского управления. По сообщениям китайских СМИ, листинг так и не получил четкого разрешения от китайских властей, и все 26 приложений Didi были впоследствии удалены из магазинов приложений в Китае.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.8 т

В своем заявлении Управление киберпространством Китая не сообщило, будут ли приложения возвращены в сеть или нет. Вместо этого ведомство подробно описало нарушения, допущенные компанией, которые, по мнению органа по надзору за кибербезопасностью, начались еще в 2015 году. Didi собирала чрезмерное количество личной информации, включая адреса пользователей, биометрические данные, а также их скриншоты, хранящиеся в альбомах телефона. Компания также была уличена в том, что занималась деятельностью по обработке данных, которая серьезно угрожала национальной безопасности Китая. Didi отказалась соблюдать нормативные требования и специально уклонялась от регуляторов, говорится в заявлении Управления киберпространством Китая.[2]

Компания передумала уходить из России

В субботу 26 февраля 2022 г китайский оператор такси Didi Global заявил, что продолжит свою деятельность в России, отменив объявленное в понедельник решение об уходе из этой страны, а также из Казахстана.

Объявление о прекращении работы в России и Казахстане

В феврале 2022 г стало известно, что китайский сервис такси Didi прекращает работу в России и Казахстане с 4 марта 2022 года.

2021

Увольнение 90% сотрудников в России

19 января 2022 года стало известно о массовом сокращении штата DiDi в России. Но к этому времени китайский агрегатор такси, как заверили в компании, продолжает работать в 40 городах РФ.

Как рассказали РБК три источника на рынке такси, DiDi урезает численность персонала в своем центральном офисе в России. По словам одного из собеседников, еще в конце 2021 года было уволено до 90% сотрудников. Часть ушедших из компании работников обращались к конкурирующим агрегаторам такси по вопросу трудоустройства. В публикации отмечается, что среди них были те, кто занимал «довольно высокие позиции». В самой DiDi воздержались от комментариев.

В качестве причины сокращений в российском офисе один из собеседников РБК назвал проблемы с китайскими властями, с которыми в течение 2021 года столкнулась материнская компания агрегатора. DiDi вызвала гнев Пекина, когда компания продолжила размещение акций в Нью-Йорке, несмотря на требования регулирующих органов обеспечить безопасность своих данных перед IPO.

DiDi уволил 90% сотрудников в России, они уходят к конкурентам

В России Didi заподозрили в потенциальной угрозе национальной безопасности. По мнению ассоциации «Национальный совет такси», она может быть связана с обработкой персональных данных пассажиров на зарубежных серверах.

Если компания DiDi действительно переживает сложности, это плохо для конкуренции и рынка в целом, сообщили изданию в пресс-службе агрегатора такси «Максим», который подавал в Федеральную антимонопольную службу жалобу на DiDi.

Кроме того, глава Минцифры Максут Шадаев и председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн выражали обеспокоенность иностранной экспансией на российский рынок такси и предлагали ограничить работу зарубежных сервисов.[3]

2021

Didi начала подготовку к выходу с американских фондовых бирж

В декабре 2021 г Didi начала подготовку к выходу с американских фондовых бирж и листингу в Гонконге, планируя подать заявку в марте 2022 г.

Акции компании упали примерно на 44% с момента дебюта в июне. Согласно данным Bloomberg, первое полугодие Didi, скорее всего, станет самым большим падением среди китайских компаний.

Переход контрольного пакета компании администрации Пекина

По информации источников Bloomberg на сентябрь 2021 г, китайский гигант по предоставлению услуг по перевозке пассажиров DiDi Chuxing перешел (или перейдёт в ближайшее время) под контроль властей Китая.

Согласно новому соглашению, китайское правительство через город Пекин будет иметь контрольный и мажоритарный пакет акций компании, управлять компанией и руководить ее повседневной деятельностью.

Пекин предложил инвестировать в DIDI государственным компаниям.

Выход на биржу NYSE

В конце июня 2021 года компания Didi вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу, разместив там акции под тикером DIDI. Благодаря IPO китайский агрегатор такси заработал $4,4 млрд, а этот листинг в США оказался крупнейшим для компаний из КНР с момента сделки Alibaba в 2014 году, когда та привлекла $25 млрд.

В рамках листинга Didi планировала продать 288 млн депозитарных акций по цене $13–14 за штуку, однако спрос со стороны инвесторов оказался выше. По сообщению Reuters, компания продала 314 млн ценных бумаг за $14/шт. Это позволило Didi быть оцененной в $73 млрд, однако в марте 2021 года компания рассчитывала на более высокую рыночную капитализацию — от $80 млрд до $100 млрд. Более низкая оценка связана с обеспокоенностью инвесторов перспективами роста компании и вниманием к ней со стороны китайских властей.

Работающий в России агрегатор такси Didi вышел на биржу NYSE и заработал $4,4 млрд

Ранее в июне 2021 года Государственное управление рыночного регулирования запустило антимонопольное расследование в отношении Didi. Регулятор проверяет, не использовал ли Didi какие-либо неконкурентные практики для вытеснения с рынка более мелких сервисов, а также является ли механизм ценообразования, действующий в его сервисе заказа такси, достаточно прозрачным.

Didi провела IPO спустя всего три дня после начала road show, а из-за разницы во времени общалась с инвесторами в виртуальном режиме, отмечает газета The Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники. Представляя IPO, сервис акцентировал внимание на масштабе операций и потенциале дальнейшего развития бизнеса.

К концу июня 2021 года Didi предлагает услуги по вызову пассажиров в 15 странах за пределами Китая, включая Австралию, Новую Зеландию, Японию, Бразилию, Мексику, Чили, Колумбию, Перу, Коста-Рику, Панаму, Россию, Доминиканскую Республику, Эквадор и Аргентину.[4]

2020

Китайская Didi планирует выпустить на дороги КНР 1 млн робо-такси к 2030 году

Компания из КНР Didi Chuxing планирует запустить более 1 млн беспилотных робо-такси (robotaxis) в Китае к 2030 году. В мае компания собрала $500 млн для финансирования своего подразделения автономных беспилотных такси[5].

В ушедшем 2019 году в Didi заявляли, что первые беспилотные такси появятся в Пекине, Шанхае и Шэньчжэнь еще в 2020 году, но пока не сложилось.

При этом аналитики подчеркивают, что людям понадобится некоторое время для того, чтобы начать доверять беспилотным автомобилям без водителя.

В настоящее время в КНР уже есть пример работающих робо-такси: это компания WeRide из Гуанчжоу, в которой уже работают 40 робо-такси и еще 60 тестовых автомобилей проходят обкатку. Эту компания поддерживают Nissan, Renault и Mitsubishi.

Также компания Baidu начала предлагать услуги робо-такси в городе Чарша в 2019 году.

Регистрация компании в России

18 мая 2020 года стало известно о том, что китайский сервис заказа такси Didi Chuxing создал в Россию компанию «Диди Мобилити Рус». Судя по данным системы «Контур.Фокус», эта компания принадлежит сингапурской «Диди Мобилити Пте. ЛТД.» (99,9%) и «Трэвис Интернейшнл Груп Гонконг Лимитед» (0,1%). Подробнее здесь.

Использование распознавания лиц для проверки личности водителя и сонливости

В начале января 2020 года крупнейший в Азии сервис-заказа такси Didi начал использовать в своих автомобилях технологию распознавания лиц на основе искусственного интеллекта. Система применяется для проверки личности водителей, а также для выявления сонливости во время езды.

Didi запустила пилотный проект по оценке эффективности новой системы в нескольких городах Китая. В компании утверждают, что с целью защиты конфиденциальных данных все собранная информация будет зашифрована и доступна только командам по обеспечению безопасности в случае аварий. Система распознавания лиц будет использовать специальные камеры, которые подтверждают личность водителя через специальное приложение на смартфоне клиента, а также оценивают его сонливость. Кроме того, система использует GPS и данные акселерометра, чтобы выявлять опасные схемы вождения.

Такси Didi начал использовать в своих автомобилях технологию распознавания лиц

Didi объявила о новой технологии в рамках подготовки к китайскому Новому году, который считается периодом крупнейшей ежегодной миграции людей в пределах страны. Однако Didi не единственная компания, предоставляющая услуги такси, которая стремится обезопасить своих клиентов. Ее основной конкурент — Uber — также разворачивает кампанию по борьбе с вождением в сонном виде, однако компания остановила свой выбор на менее высокотехнологичном подходе. Uber просто использует специальные уведомления и автоматически блокирует приложение для водителей после 12 часов работы.

Так или иначе, бодрствование водителей имеет первостепенное значение для безопасности, и не только Didi разрабатывает технологии оценки их сонливости - тем же занимаются, например, такие компании, как Boch и Panasonic. Некоторые из этих систем настолько умны, что не дают водителям засыпать с помощью снижения температуры в салоне или вибрации переднего сиденья, отмечает издание South China Morning Post.[6]

Робототехника



Примечания


Динамика курса акций

Тикер компании на бирже: NYSE:DIDI